Россия может стать новым мировым центром гражданского авиастроения


Одной из главных претензий к нашим «сислибам» является то, что они загнали отечественное авиастроение в международную кооперацию на крайне невыгодных для страны условиях. В результате самолеты советских проектов оказались незаслуженно забыты на долгие годы, а после введения западных санкций новоделы в лице МС-21 и «Суперджета» остались без львиной доли импортных комплектующих. Теперь бросились возобновлять серийное производство Ту-214 и Ил-96, которые, оказывается, «нормальные, они летают». Но можно ли в будущем развернуть ситуацию с зависимостью от импорта в обратную сторону?


Строго говоря, схема с крупноузловой «отверточной» сборкой зарубежной উপকরণ является одним из эффективных инструментов так называемой мягкой силы. Машинокомплекты или комплектующие для самолетов производятся на иностранных предприятиях, обеспечивая им рабочие места и рост ВВП. Страна, где осуществляется сборка с минимальной степенью локализации, де-факто превращается в অর্থনৈতিক колонию Запада. Поди потом вякни, если ее «промышленность» в любой момент можно остановить, прекратив поставки материалов и комплектующих. Россия вот вякнула, и только благодаря наличию советского наследия, что еще сохранилось, мы сейчас не останемся совсем без самолетов. Пригодились «калоши»!

Но мы задались вопросом – а можно ли сделать так, чтобы это от нас в техническом плане зависели другие и это Москва по своему желанию могла перекрыть поставки комплектующих «недружественным странам», оказывая влияние на их রাজনীতি? Давайте попробуем смоделировать эту ситуацию в авиастроении, раз уж говорим о нем.

СП с Ираном?


Не все знают, но в 2007-2008 годах Исламская Республика Иран собиралась не только купить партию самолетов Ту-214 и Ту-334, но и на полном серьезе была заинтересована в приобретении лицензии на их производство у себя. Понравились почему-то иранцам наши «советские калоши», и они хотели наладить их крупноузловую сборку с последующей постепенной локализацией.

В рамках данного контракта в Ульяновске была разработана максимально продвинутая версия лайнера Ту-204СМ с модернизированным двигателем ПС-90А2. Стоимость лицензии на его производство оценивалась тогда в 3 миллиарда долларов, по поводу Ту-334 информации найти пока не удалось. Приличные деньги за «советское старье», которое по факту оказалось не таким уж и ни на что не годным старьем.

Ту-204СМ даже сегодня является вполне конкурентоспособным и с продукцией Boeing и Airbus, и с российским новоделом МС-21. Это обеспечивается во многом благодаря его двигателю ПС-90А2, который стал мощнее (тяга на форсаже до 18 000 кгс против 14 000 у ПД-14), легче, экономичнее и надежнее своего предшественника ПС-90А. Сделка с иранцами сорвалась из-за давления США, поскольку при разработке ПС-90А2 были использованы американские технологии. Однако пермяки решили эту проблему, выкупив права на интеллектуальную собственность и осуществив замену компонентов на отечественные. Так появился прекрасный авиадвигатель ПД-90А3, на 100% российский, имеющий все сертификаты, но в серию он почему-то так и не пошел.

Возникает вопрос: а почему бы в новых геополитических реалиях не вернуться к той сделке с Тегераном? Мнение Дяди Сэма по этому поводу в Москве уже никого не волнует. Что это может дать нашей стране?

প্রথমত, 3 миллиарда долларов, а сейчас, возможно, и того больше, будут не лишними, плюс контракт на Ту-334.

দ্বিতীয়ত, у нас тут некоторые личности опасаются, что мы можем увлечься «старьем» и позабыть про новоделы в лице МС-21 и «Суперджета». Бояться не надо. Никуда МС-21 не денется, будущее за ним, но он вполне может ужиться с советскими лайнерами следующим образом. Так, в Казани до 2030 года будет собрано 70 среднемагистральных Ту-214. А вот «Авиастар-СП» вполне могло бы продать лицензию на Ту-204СМ Ирану и наладить производство комплектующих для него. Допустим, степень локализации должна составить 50%, а остальные 50%, включая силовую установку, будут производиться в России. Под данный проект можно будет наконец запустить в серию прекрасный двигатель ПС-90А3, который пойдет как на Ту-204СМ/Ту-214, так и на Ил-96-400 (в четырехдвигательной версии до появления ПД-35).

তৃতীয়, Россия таким образом углубит экономическое сотрудничество с Исламской Республикой, и Москва получит рычаг давления на Тегеран, укрепив свое влияние на Ближнем Востоке.

Аналогичным образом можно поступить и с ближнемагистральным Ту-334. В свое время от этого перспективного самолета у нас отказались, и под давлением «сислибов» ставка была сделана на «Суперджет-100». Сейчас мы видим, к чему привела зависимость от импортных комплектующих. Проблему с украинскими двигателями можно будет вскоре решить за счет перспективного ПД-8. Продав лицензию на Ту-334 Ирану, Россия сможет не только заработать на сделке, но и возродить производство комплектующих, сбывая их в Исламскую Республику.

Кто знает, может быть, в дальнейшем и нам самим эта «калоша» сможет пригодиться.

СП с Китаем?


Также есть возможность поставить в серьезную зависимость от себя и Поднебесную. Это можно сделать в рамках совместного проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR929. Как мы подробно বলা ранее, американцы и британцы, скорее всего, откажутся поставлять свои двигатели для производства этого самолета. Собственной сверхмощной силовой установки у китайцев нет и непонятно, когда появится.

Наработки по мощному авиадвигателю ПД-35 есть у России, которая сможет пустить его в серию до конца десятилетия. Судя по имеющейся в прессе информации, в Пекине очень заинтересованы в том, чтобы локализовать производство ПД-35 в КНР. Естественно, делать этого нельзя ни в коем случае! Россия должна участвовать в проекте, поставляя в Китай композитные крылья и силовые установки.

Итак, что мы видим. Есть как минимум два перспективных авиастроительных проекта, в которых без нашей страны никак не обойтись. Запустив их, можно будет многие годы зарабатывать, загрузив заказами на комплектующие отечественные предприятия. После запуска в серию МС-21 Ту-214 пойдут на нужды военных, о чем мы также подробно বলা আগে

Что до авиадвигателей, то очевидно, что существующих мощностей в Перми для этого не хватит. Нужны будут сотни ПД-8 для «Суперджетов», Ту-334, Бе-200, сотни ПД-14 для МС-21, сотни ПД-90А3 для Ту-204СМ и Ту-214, свыше двух тысяч ПД-35 для CR929 и нашего двухдвигательного Ил-96-400 (после его ремоторизации). Это значит, что придется создавать новые строительные предприятия, где будут массово выпускать авиадвигатели. Вероятно, имеет смысл сделать это в формате СП с Ираном и Китаем. Естественно, на территории России!
29 মন্তব্য
তথ্য
প্রিয় পাঠক, একটি প্রকাশনায় মন্তব্য করতে হলে আপনাকে অবশ্যই করতে হবে লগ ইন.
  1. EVYN WIXH অফলাইন EVYN WIXH
    EVYN WIXH (EVYN WIXH) 12 এপ্রিল 2022 12:26
    -10
    Сегодня, вроде, 12 апреля - "День космонавтики". "День смеха" был 1-го.
    1. ভ্লাদিমির অরলভ (ভ্লাদিমির) 21 এপ্রিল 2022 13:10
      -1
      Нас всех губит отсутствие дерзости в перспективном видении проблем.

      Stirlitz
  2. মার্জেটস্কি (সের্গেই) 12 এপ্রিল 2022 12:46
    +1
    EVYN WIXH থেকে উদ্ধৃতি
    Сегодня, вроде, 12 апреля - "День космонавтики". "День смеха" был 1-го.

    А по сути вопроса?
    1. mark1 অফলাইন mark1
      mark1 12 এপ্রিল 2022 13:34
      -1
      А по сути: Ту-334 - ночная фантазия, производственные линии (если остались) в Киеве, двигатель Д-436... А! Бренд наш.
      Ту-204/14 для Ирана - а сам Иран спросили, думаете ему ЭТО (в нынешнем виде) надо? Иранцы не папуасы из 19 века, если и захотят совместное производство, то современного перспективного отработанного лайнера ССЖ-100 или МС-21 а шансы у Ту- 204/14 могут появиться лет ч.з. 10 после доведения его по авионике, двигателям, весовым характеристикам. А пока это внутренний продукт (очень для нас важный)
      1. মার্জেটস্কি (সের্গেই) 12 এপ্রিল 2022 15:26
        0
        А по сути: Ту-334 - ночная фантазия, производственные линии (если остались) в Киеве, двигатель Д-436... А! Бренд наш.

        Ремоторизация на ПД-8. Насчет производственных линий не совсем понял, поскольку производство собирался наладить сам у себя Иран.

        Ту-204/14 для Ирана - а сам Иран спросили, думаете ему ЭТО (в нынешнем виде) надо? .Иранцы не папуасы из 19 века, если и захотят совместное производство, то современного перспективного отработанного лайнера ССЖ-100 или МС-21

        А им кто-то что-то альтернативное предлагает?
        Что успело измениться с 2008 года, когда эти папуасы хотели Ту-204СМ и Ту-334, а теперь расхотели?
    2. EVYN WIXH অফলাইন EVYN WIXH
      EVYN WIXH (EVYN WIXH) 12 এপ্রিল 2022 13:58
      -3
      По сути? США в неделю делает самолетов столько, сколько РФ за год. СССР в лучшие годы строил 160 самолетов в год, "Боинг" строит 600 в год, РФ мечтает о 20-ти (военные не в счет). О каком мировом центре идет речь?
      1. মার্জেটস্কি (সের্গেই) 12 এপ্রিল 2022 15:33
        -2
        নিবন্ধে বলা হয়েছে।
  3. ইউরি ভি.এ অফলাইন ইউরি ভি.এ
    ইউরি ভি.এ (জুরি) 12 এপ্রিল 2022 13:43
    +2
    Аэропланы строить надо, чтобы обеспечить хотя бы внутренние перевозки, но в условиях неизбежной продолжительной изоляции о лидерстве не стоит и мечтать. Разве что лет через надцать у нас появятся соответствующие прорывные технологии
  4. বুলানভ অফলাইন বুলানভ
    বুলানভ (ভ্লাদিমির) 12 এপ্রিল 2022 13:47
    0
    Это значит, что придется создавать новые строительные предприятия, где будут массово выпускать авиадвигатели.

    তোমাকে কে থামাচ্ছে?
    Как там новый кукурузник? 30 лет обещают построить.
    1. মার্জেটস্কি (সের্গেই) 12 এপ্রিল 2022 15:44
      -3
      Я думаю, проблема в ответственных лицах и отсутствии стратегии развития отрасли. За последние полтора месяца ситуация изменилась кардинально.
      1. faiver অফলাইন faiver
        faiver (এন্ড্রু) 13 এপ্রিল 2022 10:22
        0
        За последние полтора месяца ситуация изменилась кардинально.

        - и что? Ответственные лица то все те же...
  5. ওলেগ_৫ অফলাইন ওলেগ_৫
    ওলেগ_৫ (ওলেগ) 12 এপ্রিল 2022 13:55
    -2
    Нью-Васюки
  6. ক্রিটেন অফলাইন ক্রিটেন
    ক্রিটেন (ভ্লাদিমির) 12 এপ্রিল 2022 14:11
    -2
    осталось чуток подождать...лет 80. При этой власти так и будут по 2 самолета в год строить.
  7. 123 অফলাইন 123
    123 (123) 12 এপ্রিল 2022 14:41
    0
    Ту-204СМ даже сегодня является вполне конкурентоспособным и с продукцией Boeing и Airbus, и с российским новоделом МС-21. Это обеспечивается во многом благодаря его двигателю ПС-90А2

    Если это не опечатка, то напомню, как раз из за этого двигателя все и заглохло ибо американские комплектующие в нем имеются.

    И о конкурентоспособности хотелось бы подробнее হাঁ Если они все из себя такие современные и конкурентоспособные, то как это соотносится со следующим утверждением?

    После запуска в серию МС-21 Ту-214 пойдут на нужды военных

    Вы собираетесь избавится от современных конкурентоспособных самолетов спихнув их военным? হাঃ হাঃ হাঃ

    Возникает вопрос: а почему бы в новых геополитических реалиях не вернуться к той сделке с Тегераном?

    Может для начала имеет смысл поинтересоваться мнением самих иранцев по данному вопросу? А то к свадьбе все готово, просто невеста еще не в курсе. Дело в том, что калошами они заинтересовались потому что босиком остались, а сейчас шашни с европейцами разводят, наверняка о чем то договорится мечтают. Например нефть им продавать и самолеты получать. А пока это прожектерство.
    Да и вообще калоши обувь специфическая, не на все случаи жизни годится. Времена меняются, российские граждане достойны иметь и другую обувь на выбор.

    И насчет отверточной сборки вы погорячились, даже Суперджет это не сборка по лицензии Боинга или Аэрбаса, это отечественная разработка, просто не выпускались у нас соответствующие комплектующие, потому импортные и взяли.
    Зачем вообще набрасывать на вентилятор, люди работают, делают что то новое, развивают отечественную авиацию. Не остановились на Як-242, а пошли дальше, создали новый современный самолет, а в них одна грязь летит.

    Что до авиадвигателей, то очевидно, что существующих мощностей в Перми для этого не хватит. Нужны будут сотни ПД-8 для «Суперджетов», Ту-334, Бе-200, сотни ПД-14 для МС-21, сотни ПД-90А3 для Ту-204СМ и Ту-214, свыше двух тысяч ПД-35 для CR929 и нашего двухдвигательного Ил-96-400 (после его ремоторизации). Это значит, что придется создавать новые строительные предприятия, где будут массово выпускать авиадвигатели. Вероятно, имеет смысл сделать это в формате СП с Ираном и Китаем. Естественно, на территории России!

    Браво! Понимание что самолетов не может быть построено больше чем имеется двигателей это замечательно ভাল
    Вот только стесняюсь спросить, какое участие китайцев и иранцев предполагается в совместном производстве российских двигателей, из российских комплектующих, на российской территории?
    Они станут акционерами и получат долю в прибыли? У нас с этим проблема и денег не хватает?
    Или они рабочими помогут? Вроде тоже вариант такой еще. Прямо теряюсь в догадках что еще им можно предложить? Неужели иранские и китайские менеджеры в руководстве компании? বেলে
    1. মার্জেটস্কি (সের্গেই) 12 এপ্রিল 2022 15:28
      -2
      Если это не опечатка, то напомню, как раз из за этого двигателя все и заглохло ибо американские комплектующие в нем имеются

      Вы вообще способны понимать прочитанный текст? Там написано следующее

      Сделка с иранцами сорвалась из-за давления США, поскольку при разработке ПС-90А2 были использованы американские технологии. Однако пермяки решили эту проблему, выкупив права на интеллектуальную собственность и осуществив замену компонентов на отечественные. Так появился прекрасный авиадвигатель ПД-90А3, на 100% российский, имеющий все сертификаты, но в серию он почему-то так и не пошел.

      Вот только стесняюсь спросить, какое участие китайцев и иранцев предполагается в совместном производстве российских двигателей, из российских комплектующих, на российской территории?
      Они станут акционерами и получат долю в прибыли? У нас с этим проблема и денег не хватает?

      Да, именно так. У нас проблемы и денег не хватает.

      Может для начала имеет смысл поинтересоваться мнением самих иранцев по данному вопросу? А то к свадьбе все готово, просто невеста еще не в курсе. Дело в том, что калошами они заинтересовались потому что босиком остались, а сейчас шашни с европейцами разводят, наверняка о чем то договорится мечтают. Например нефть им продавать и самолеты получать. А пока это прожектерство

      А вы спросите. Мне интересно, вы способны понять разницу между покупкой готовых самолетов у партнеров, с которыми они сейчас разводят шашни, а потом откажутся обслуживать, как нам, и производством российских самолетов у себя в стране по лицензии?
      Нет? Не понимаете?

      И насчет отверточной сборки вы погорячились, даже Суперджет это не сборка по лицензии Боинга или Аэрбаса, это отечественная разработка, просто не выпускались у нас соответствующие комплектующие, потому импортные и взяли.

      Да ладно? Все с вашим уровнем погружения в тему понятно. Не отвлекайте меня от серьезной работы. হাসি
      1. 123 অফলাইন 123
        123 (123) 12 এপ্রিল 2022 16:38
        +1
        Вы вообще способны понимать прочитанный текст?

        Естественно способен হাঁ А вы? Я ведь не случайно про опечатку спросил. Ведь по тексту получается что конкурентоспособность самолета

        обеспечивается во многом благодаря его двигателю ПС-90А2

        Того самого что с американскими комплектующими и из за которого собственно сделка и не состоялась. Наверное здесь уместнее характеристики версии А3.

        Да, именно так. У нас проблемы и денег не хватает.

        Вы имеете в виду именно отсутствие денег как проблему? Или еще какие, которые надеетесь решить с помощью иранских и китайских партнеров?
        Если все дело именно в отсутствии денег, даже не знаю, стоит говорить о профиците внешней торговли, постоянно растущих валютных резервах и увеличивающемся резервном фонде. По моему там денег не на один десяток заводов. Получается вам хочется именно иностранных инвестиций. Довольно любопытная для вас точка зрения. вы ведь понимаете что вложение средств подразумевает получение прибыли, а впоследствии их вывод за рубеж? Получается вы выступаете просто за замещение западных инвестиций иранскими и китайскими? Чем они лучше? Надеюсь это нечто большее чем просто желание показать благосклонность китайско-иранским друзьям и утереть нос американо-европейским недругам, дав возможность подзаработать за государственный счет первым и лишив такой возможности вторых?

        А вы спросите. Мне интересно, вы способны понять разницу между покупкой готовых самолетов у партнеров , с которыми они сейчас разводят шашни, а потом откажутся обслуживать, как нам, и производством российских самолетов у себя в стране по лицензии?
        Нет? Не понимаете?

        Вы меня уговариваете? বেলে То что вам кажется наивыгоднейшим предложением у иранцев может быть другая точка зрения. Ведь то что вы предлагаете как раз и есть классическая отверточная сборка. Наверняка их в этом предложении может привлечь степень локализации. А вы им предлагаете только в наши заводы вложиться деньгами. Вряд ли это выглядит для как гарантия невозможности отказа от обслуживания. Гарантией будет честное благородное слово? Они вам могут припомнить Медведева и С-300.
        Я даже умалчиваю о таких мелочах как наличие комплектующих. Они у нас имеются в достаточном количестве что бы обеспечить собственное производство и еще отправлять в Иран? Если это так, то почему бы нас прямо сейчас не обеспечить гражданскую авиацию сотнями самолетов, а не растягивать 70 штук на несколько лет? Нам просто скромность мешает? Или вы хотите предложить им производство самолетов потом, в светлом будущем?
        В таком случае любопытно что вы не планируете предлагать иранцам сборку МС-21, ведь Ту-204 по вашим словам ничуть не хуже.

        Да ладно? Все с вашим уровнем погружения в тему понятно. Не отвлекайте меня от серьезной работы.

        По ссылке описание процесса классической отверточной сборки.
        https://amastercar.ru/blog/chto-takoe-otvertochnaya-sborka-avtomobilej.html

        Я так понимаю Суперджету вы отказываете в праве называться российской разработкой и отрицаете что часть комплектующих производится внутри страны без всякого участия иностранных компаний?
        В общем не смею отвлекать вас от глубокого погружения и серьезной работы hi
        А то вентилятор пересохнет, потом не отмыть অনুরোধ
    2. মার্জেটস্কি (সের্গেই) 12 এপ্রিল 2022 15:37
      -3
      Вы собираетесь избавится от современных конкурентоспособных самолетов спихнув их военным? lol

      Военные и Специальный летный отряд и так прекрасно ими пользуются.
      К счастью, жизнь быстро показывает, что прав именно я. hi
      1. 123 অফলাইন 123
        123 (123) 12 এপ্রিল 2022 16:40
        +2
        Военные и Специальный летный отряд и так прекрасно ими пользуются.
        К счастью, жизнь быстро показывает, что прав именно я.

        Весьма рад что у вас все в порядке с самооценкой হাঁ Был бы признателен за примеры сбывшихся прогнозов hi
  8. ভ্যালেরা75 অফলাইন ভ্যালেরা75
    ভ্যালেরা75 (ভ্যালারি) 12 এপ্রিল 2022 15:02
    0
    в Пекине очень заинтересованы в том, чтобы локализовать производство ПД-35 в КНР. Естественно, делать этого нельзя ни в коем случае! Россия должна участвовать в проекте, поставляя в Китай композитные крылья и силовые установки

    আমি রাজী.

    Это значит, что придется создавать новые строительные предприятия, где будут массово выпускать авиадвигатели. Вероятно, имеет смысл сделать это в формате СП с Ираном и Китаем. Естественно, на территории России

    они будут вовлечены во весь технологический процесс и какая разница что в Китае его собирать что у нас руками китайцев.
  9. মার্জেটস্কি (সের্গেই) 12 এপ্রিল 2022 15:28
    -1
    উদ্ধৃতি: Valera75
    они будут вовлечены во весь технологический процесс и какая разница что в Китае его собирать что у нас руками китайцев.

    Очень странное утверждение.
  10. 1_2 অফলাইন 1_2
    1_2 (হাঁস উড়ছে) 12 এপ্রিল 2022 15:39
    0
    интересно сравнить пустой вес ту204(214) и МС21, но даже если ту214 немного тяжелее, не надо забывать что он в 3 раза дешевле МС21! разница (90-30) в 60 млн баксов вполне нивелирует компенсирует бОльшие траты на топливо для ту214 на весь период эксплуатации (20лет), плюс запчасти дешевле в разы.
    это как сравнивать авто иномарку и Гранту, разница в цене покупки и эксплуатации большая, но Гранта (имея недостатки) при этом успешно справляется со своей задачей
  11. ভ্যালেন্টিন বোরিসভ (ভ্যালেন্টাইন) 12 এপ্রিল 2022 15:52
    +2
    Заголовок хорош. Я тоже выпью рюмочку, закурю и мечтаю................ мы ж так и центром автомобилестроения стать можем........хорошо......
    1. faiver অফলাইন faiver
      faiver (এন্ড্রু) 13 এপ্রিল 2022 10:26
      +1
      огласите весь список пжаласта - какими мы еще центрами можем стать? চমত্কার
  12. সাদা দাড়ি অফলাইন সাদা দাড়ি
    সাদা দাড়ি 12 এপ্রিল 2022 16:23
    0
    Насчет двигателей - на этот счет недавно одну из немногих разумных вещей сказал Рогозин о том, что он собирается подключить предприятия Роскосмоса к вопросу импортозащения в самолетостроении. И это очень хорошо, ибо те же космо-двигателисты по уровню компетенций наиболее близки к авиадвигателепрому и грех их не использовать.
  13. ил-112 надо доделать!
    1. faiver অফলাইন faiver
      faiver (এন্ড্রু) 13 এপ্রিল 2022 10:29
      0
      вот меня если честно проблемы транспортника пятитонника волнуют наверно в 386ую очередь...
  14. Вспомянулось мне жарко как демократы валили Советский авиапром, и дурно мне стало, ужасно от дикого хохота, ыыыыыыгыгыгыгыгыгыыы! Ломать-то было легко - за квартал управились, а вот чтобы назад построить - пару пятилеточек, битте, трщ Путин!
    Так что дам бесплатный совет: надо конфисковать ВСЕ имущество, финансы и потроха людишек, причастных к развалу Советской промышленности, а начать с Чубайса и его подельников. На эти деньги создать фонд "Феникс" для восстановления промки!
  15. Стич অফলাইন Стич
    Стич (Стивен Сигал) 16 এপ্রিল 2022 17:01
    0
    Сначала нужно победить в войне, для этого нужны боевые самолёты и беспилотники. Займитесь настоящим делом.
  16. আলেকজান্ডার পপভ (আলেকজান্ডার পপভ) 17 এপ্রিল 2022 11:44
    0
    Россия может стать новым мировым центром гражданского авиастроения

    Может..., но станет ли?