রাশিয়ান বিমান চালনায় "বিশ্বস্ত উইংম্যান" প্রযুক্তি কী সুযোগগুলি খুলবে


В данной публикации хотелось бы продолжить ранее начатую тему о необходимости возвращения на вооружение боевых самолетов, оснащенных не двумя, а одним двигателем, и ответить на некоторые вопросы, возникшие в ходе доброжелательного и взаимоуважительного обсуждения в комментариях.


FAQ


আমরা প্রতিষ্ঠা করেছে, что в ходе СВО Россия столкнулась с рядом серьезных проблем, обусловленных большой территорией Украины, наличием на ней неподавленной системы ПВО, которая только усиливается при пособничестве киевскому режиму со стороны блока НАТО, а также относительное небольшое количество боевых самолетов и вертолетов в составе ВКС РФ, армейской и Морской авиации ВМФ РФ.

При этом нами была выдвинута гипотеза, что возобновление массового производства однодвигательных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, более простых и дешевых, могло бы решить часть указанных проблем. Также мы предположили, что разработка беспилотной версии самолетов смогла бы снизить остроту проблемы с дефицитом опытных пилотов для управления всех этой летающей প্রযুক্তি, поскольку процесс обучения сложный и занимает много лет. Летчик – это, несомненно, самый ценный «компонент» в боевом самолете или вертолете.

Благодаря тому, что «Репортер» читает сама широкая аудитория, включая настоящих военных профессионалов и технических специалистов, удалось оперативно получить обратную связь. В комментариях были высказаны ценные замечания, которые непременно будут учтены в дальнейших рассуждениях. Итак, пройдемся по ним вкратце.

В частности, было справедливо отмечено, что на легкий истребитель-бомбардировщик типа JF-17 Thunder, о котором шла речь в публикации, невозможно поставить современный мощный радар, который позволил бы ему на равных вести воздушный бой с американским истребителем четвертого поколения F-16, что вскоре получит Украина. Также были высказаны опасения, что в случае повреждения единственного двигателя такой самолет не сможет вернуться на базу, в отличие от двухдвигательного, у которого шанс будет.

Пожалуй, это были самые конкретные замечания, требующие не менее конкретного ответа, который лежит в области самой концепции возможного применения однодвигательных самолетов в зоне СВО.

Верный ведомый


Для максимальной ясности стоит сделать отступление, рассказав в нескольких словах о набирающей популярность по всему миру и чрезвычайно перспективной концепции «верного ведомого», или Loyal Wingman. В 2021 году министр ВВС США Фрэнк Кэндалл заявил, что Пентагон заинтересован в использовании истребителя шестого поколения Next-Generation Air Dominance (NGAD) в беспилотной версии:

Идея здесь в том, что у вас есть один или несколько — я бы сказал, номинально до пяти — беспилотных боевых аппаратов, которыми управляет один современный пилотируемый самолет. В основном мы рассматриваем NGAD, но вы также можете сделать это, потенциально, с F-22 или F-35.

Параллельно с истребителем США, с его слов, работают над беспилотным «верным ведомым» для стратегического бомбардировщика:

В-21 — очень дорогой самолет. Он имеет определенную грузоподъемность и дальность полета. Мы хотели бы усилить эту способность… Нам нужно что-то, что может с ним работать. Я бы не сказал «сопровождать его» обязательно. Тактику еще предстоит определить. Мы не собираемся говорить публично намного больше о том, что мы собираемся делать. Мы не хотим давать нашим потенциальным противникам фору в этом вопросе.

Смысл затеи в том, что для сопровождения истребителей и бомбардировщиков разрабатываются беспилотные летательные аппараты по технологии стелс. Они могут использоваться в качестве носителей ударных вооружений, барражирующих боеприпасов, для ретрансляции сигнала, прорыва системы ПВО/ПРО и т.д. Главное преимущество такого подхода в том, что БПЛА дешевле полноценного самолета, и он может использоваться как «расходник». Управление беспилотником осуществляется либо автоматически, при помощи искусственного интеллекта, либо вторым пилотом из кабины самолета, который оперативно принимает решения.

Наработки в данной области уже имеются у американских корпораций Kratos Defense, Boeing и General Atomics Aeronautical Systems. Интересно, что помимо БПЛА для самолетов, в качестве «верных ведомых» беспилотники могут выступать для других беспилотников. В частности, компания General Atomics разрабатывает БПЛА среднего класса Eaglet, или «Орленок», для более тяжелых MQ-1C и MQ-9.

Тема эта действительно очень перспективная, открывающая массу возможностей. Свои наработки в данной области есть также у Великобритании, Китая, Индии, Японии, Австралии и России. Если верить заявлениям прессы, Loyal Wingman от австралийского подразделения американской корпорации Boeing сможет действовать в составе целого роя. Якобы один пилотируемый самолет сможет одновременно вести и наводить на цель до шестнадцати беспилотников!

ভাল খবর является то, что наша страна также работает в данном перспективном направлении. Технологию «верного ведомого» отрабатывают в связке тяжелого беспилотника С-70 «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57. Но есть один нюанс. Су-57 является сверхзвуковым самолетом, а «Охотник» - дозвуковым.

Решить эту проблему возможно за счет создания беспилотной версии легкого однодвигательного истребителя пятого поколения Су-75, который смог бы эффективно действовать в связке с тяжелым истребителем. За счет этого можно получить пару, способную преодолевать вражескую систему ПВО/ПРО. Наличие беспилотной версии Checkmate существенно расширило бы круг задач, которые возможно выполнять без риска для жизни пилотов.

Однако вполне очевидно, что много Су-57 из-за их технической сложности и высокой стоимости у нас не будет. Изначально фигурировала цифра всего в 76 самолетов. Негусто. Если в пару к ним поставить легкий Су-75, возможности заметно расширятся, но не принципиально. В связи с этим имеет смысл рассмотреть вопрос о целесообразности внедрения системы «верного ведомого» на истребителях предыдущего, четвертого поколения.

Почему бы в качестве «верного ведомого» не использовать легкие однодвигательные истребители и истребители-бомбардировщики типа JF-17 Thunder либо их аналог? Да, мощной РЛС на них не поставишь и в бой с F-16 не пустишь, но зачем вообще требовать от них воздушных боев? В качестве ведущего, в зависимости от поставленной задачи, мог бы использоваться МиГ-29, Су-34 или Су-35, вести разведку и наводить на цель, а беспилотный самолет - нести управляемые вооружения, ракеты или планирующие авиабомбы. Возможно, в связке с ведущим мог бы использоваться даже не один «верный ведомый», а больше. Что бы это дало?

Очень многое. Массовый и недорогой в производстве однодвигательный самолет в беспилотной версии как «верный ведомый» решит проблему с недостатком истребительной авиации и квалифицированных пилотов, сделает штурмовые действия более безопасными и эффективными. Нам нужен малозаметный Су-75 в пилотируемой и беспилотной версии, а также простой и недорогой легкий истребитель-бомбардировщик в обеих версиях.
11 মন্তব্য
তথ্য
প্রিয় পাঠক, একটি প্রকাশনায় মন্তব্য করতে হলে আপনাকে অবশ্যই করতে হবে লগ ইন.
  1. মন্তব্য মুছে ফেলা হয়েছে.
  2. অতিক্রম করে অফলাইন অতিক্রম করে
    অতিক্রম করে (অতিক্রম করে) 17 আগস্ট 2023 21:36
    0
    и где в статье упоминание про с-70 "охотник", который для таких целей и создавался?

    Предполагается, что управление будет осуществляться не с земли, а с воздуха и именно с истребителя пятого поколения Су-57, испытания в тандеме, с которым “Охотник” был неоднократно замечен. И здесь истребитель будет неким воздушным судном, который будет направлять беспилотники на цель и заодно осуществлять их прикрытие от воздушных атак противника. Прекрасная парочка получится, когда один самолёт с пилотом будет направлять беспилотные средства, которые по своей боевой нагрузке не уступают истребителям, на наземные и воздушные цели».
    1. বেইদোদির অফলাইন বেইদোদির
      বেইদোদির (বেইদোদির) 18 আগস্ট 2023 07:48
      0
      проходящиймимо (проходящиймимо) Вчера, 21:36
      и где в статье упоминание про с-70 "охотник", который для таких целей и создавался?

      এখানে:

      Технологию «верного ведомого» отрабатывают в связке тяжелого беспилотника С-70 «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57. Но есть один нюанс. Су-57 является сверхзвуковым самолетом, а «Охотник» - дозвуковым.

      И тут даже сказано про проблемы такой связки
      1. অতিক্রম করে অফলাইন অতিক্রম করে
        অতিক্রম করে (অতিক্রম করে) 18 আগস্ট 2023 07:53
        0
        сверхзвук не постоянный режим работы. ф 35 на сверхзвуке рассыпается
  3. এডুয়ার্ড অ্যাপলম্বভ (এডুয়ার্ড অ্যাপলম্বভ) 17 আগস্ট 2023 21:54
    -2
    я, вероятно не только, с интересом бы послушал мнение или размышление о данном вопросе специалиста, летчика, руководителя но когда об этом пишет размышляет журналист, до этого активно предлагающий строить или нет авианосцы,как вести сво, у меня некий диссонанс
    писатель пробует размышлять
    1. বেইদোদির অফলাইন বেইদোদির
      বেইদোদির (বেইদোদির) 18 আগস্ট 2023 07:46
      0
      я, вероятно не только, с интересом бы послушал мнение или размышление о данном вопросе специалиста, летчика, руководителя но когда об этом пишет размышляет журналист, до этого активно предлагающий строить или нет авианосцы,как вести сво, у меня некий диссонанс,

      Авианосцы предлагали строить все адекватные военные эксперты. ВМФ СССР их даже реально строил и даже заказал 4 атомных авианосца типа "Ульяновск".
      Огромные сомнения в их нужности высказывали как раз диванные военные эксперты. সৈনিক

      1. মন্তব্য মুছে ফেলা হয়েছে.
        1. মন্তব্য মুছে ফেলা হয়েছে.
    2. বারকুট752 অফলাইন বারকুট752
      বারকুট752 (ভ্যালেন্টাইন) সেপ্টেম্বর 12, 2023 08:16
      0
      ЭдуаХд, я Вас умаляю, шо Ви имеете сказать, шо Ви со своим пытливым умом, умнее всех.
  4. কর অনলাইন কর
    কর (দিমিত্রি) 17 আগস্ট 2023 23:30
    +1
    1. Решение один Су-57 (или другой двухместный истребитель МиГ-35, Су-30) + несколько стелсов С-70 "Охотник", несущих морские ракеты, представляется эффективным для гипотетической работы по морским целям в северных и восточных прибрежных водах РФ. Ибо большая протяженность охраняемого побережья делает трудно реализуемой задачу создания сплошной наземной инфраструктуры управления беспилотными стелсами С-70, и здесь требуется истребитель - воздушный пункт управления, который мог бы заодно подстраховывать работу существующих систем ПВО/ПРО от ракет и самолетов, запущенных с кораблей противника.
    2. Эксперты в сети классифицируют Су-75 с относительно большими крыльями прежде всего как тактический высотный истребитель-бомбардировщик. Беспилотный вариант бомбардировщика Су-75 мог бы использоваться для работы по стационарным и мобильным наземным целям в глубоком тылу противника. Пролет зон поражения не-высотных наземных комплексов ПВО противника, беспилотник Су-75 мог бы осуществлять на динамическом потолке (маневр "горка", в случае необходимости + дополнительный РД или твердотопливный ускоритель увеличивающий высоту "горки"). Вооружение - управляемые бомбы или сбрасываемые Ланцеты. На случай если встретятся истребители противника, не помешают ракеты ВВ, РЛС и соответствующая автоматика.
    Траектория маршрута беспилотного высотного бомбардировщика может быть неуправляемой (заранее программируемой как у крылатой ракеты). Для управляемой траектории, нужен пункт управления и могут потребоваться БПЛА-ретрансляторы. Пункт управления может быть наземный или воздушный. При большой протяженности ЛБС (как на Украине), скорее всего потребуется воздушный пункт управления. Поскольку управляемые беспилотники высотные, управлять ими безопаснее с малой высоты - с Су-34, ибо бронекапсула экипажа на малой высоте не помешает.
    Поскольку неизвестно когда беспилотные Су-75 смогут участвовать в боевых действиях и сколько их будет, временным решением могла бы быть модернизация на ремзаводах в беспилотники списываемых по старости высотных истребителей (например, МиГ-29).
    3. Весьма гипотетические JF-17 Thunder (FC-1 Xiaolong) либо их аналог могли бы быть модернизированы в легкие беспилотные штурмовики, работающие по целям на ЛБС и в не слишком глубоком тылу противника.
    В автономном режиме они могли бы иметь фиксированную траекторию полета до цели как у крылатой ракеты. В управляемом режиме, если отсутствует наземный пункт управления, потребуется воздушный пункт. Им мог бы быть двухместный МиГ-35 или Су-30. Ибо управлять летящими над землей штурмовиками придется с высоты, где бронекапсула Су-34 избыточна и является лишним весом. Истребитель-пункт управления может использоваться для подстраховки ракетами ВВ работы систем ПВО против истребителей противника.
    Поскольку аналогов JF-17 Thunder (FC-1 Xiaolong) в России сегодня не существует, временным решением могла бы быть модернизация на ремзаводах старых Су-25 или любых списываемых по старости истребителей для выполнения задач беспилотных штурмовиков.
    4. Электроника истребителей модернизируемых в беспилотники, могла бы быть основана на сегодняшних решениях С-70 и автономных разпознавателях целей последних Ланцетов.
  5. ই না অফলাইন ই না
    ই না (ইভজেনি) 18 আগস্ট 2023 10:12
    0
    ..наличием на ней неподавленной системы ПВО..

    О как..А шойгу вчера сказал, что всё, мол, кирдык. Договорились бы уже как плебсу сообща преподносить действительность без противоречий.
  6. পূর্বে অফলাইন পূর্বে
    পূর্বে (ভ্লাদ) 19 আগস্ট 2023 09:51
    0
    Если что и восстанавливать в производстве, то это "Кукурузник".
    Его можно сделать в виде беспилотника.
    Он и однодвигательный, и дешевый, и бомбу положит точнее некуда, и стоит дешевле некоторых зенитных ракет, и на гражданке будет очень востребован. Что лучше можно придумать для вскрытия вражеской ПВО!
    Всё новое - это хорошо забытое старое. Колесо давно изобрели, а оно всё крутится.....
  7. vlad127490 অনলাইন vlad127490
    vlad127490 (ভ্লাদ গোর) 24 আগস্ট 2023 17:50
    0
    রাশিয়ান বিমান চালনায় "বিশ্বস্ত উইংম্যান" প্রযুক্তি কী সুযোগগুলি খুলবে
    Название из области маркетинга.
    Что показала мне война на Украине для авиации.
    В ближайшее время тема безнаказанного полёта на приземных высотах будет закрыта.
    Внизу останутся сверхзвуковые и гиперзвуковые ракеты, дроны.
    Вся авиация до высот 20 км будет летать только над своей территорией.
    উপসংহার।
    Надо развивать авиацию, дроны, которые будут летать на высотах 30-40 км и от туда наносить бомбовые и ракетные удары. При атаке на высотный самолёт, у него есть время для принятия решения. При средней вертикальной скорости подъема зенитной ракеты 1 км/сек, у самолёта будет минимум 30 сек., чтобы уйти или отстрелять зенитную ракету. С высот 30 -40 км управляемая планирующая бомба может пролететь 300-400 км. Представьте, в привязке к войне на Украине, если бы у РФ были такие самолеты.
    Прошу камни не бросать, т.к. я просто технарь.
  8. ভ্লাদিমির তুজাকভ (ভ্লাদিমির তুজাকভ) সেপ্টেম্বর 6, 2023 00:05
    0
    Если имеется беспилотный ударный самолёт, так кого ляда нужен пилотируемый в компанию. Спутниковая и прочая обратная связь достаточна для управления и коррекции беспилотного самолёта, а с имеющимся ИИ для автономных действий, и вовсе станет фрагментарна для обмена информацией. Пилотируемый ведущий скоро станет лишним звеном в эскадрильях беспилотных самолётов, имеющих двухстороннюю связь и нужную дополнительную информацию с базой.То есть исключаем переходный период: ведущий-ведомый и переходим на следущий этап без ведущего и со связью с базой.